Учебный план на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану по реализации Образовательной программы дошкольного образования в
МБДОУ детский сад №23 с.Киевского на 2023 - 2024 учебный год.
1. Общие сведения
1.1. Нормативно-правовая база
При составлении учебного плана по реализации Образовательной программы дошкольного образования учитывались
следующие нормативно-правовые акты:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155)
2. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования».
3. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
4. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». № 273- ФЗ. от 29.12.2012
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования».
7. Устав № 57-Р от 14.12.2015г МБДОУ- детский сад №23 с.Киевского.
Организация образовательной деятельности педагогами строится на основании составленных комплексно –
тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования,
соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Программное обеспечение
1. Федеральная образовательная программа, утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 25 ноября 2022 год №1028
2. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ.
3. Воспитание детей раннего возраста Г.М.Лямина. Москва «Просвещение» 1974г.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015с.-112с.цв. вкл. (средняя, старшая группа)
5. Воспитание детей раннего возраста Н.М.Аксарина Москва «Медицина» 1969г
6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: вторая группа раннего возраста. -М.: МОСКВА - СИНТЕЗ, 215.128с./ младшая, средняя, старшая группа/
7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников Л.А.Венгер, Москва
«Просвещение» 1978г.
8. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,
2015. 176с.
9. Изобразительная деятельность младших дошкольников Т.Г.Казакова Москва «Просвещение»1980г.
10.Игры –занятия с малышами А.Н.Фролова
11.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: вторая группа раннего возраста.М.: МОЗАИКА
- СИНТЕЗ, 2014.-64с./ младшая, средняя, старшая группа/
12.Занятия по сенсорному воспитанию Э.Г.Пилюгина Москва

«Просвещение» 1980г
13.Физическая культура для малышей С.Я.Лайзане Москва «Просвещение» 1987г
14.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа.
М.: -МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-96.: цв.вкл. (средняя, старшая группа)
15.Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 лет) Е.А.Янушко Москва «Мозаика-Синтез» 2006г
16. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.Младшая группа.- М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.-112с.:цв. вкл..\ средняя, старшая группа.
17. Экологическое воспитание младших дошкольников. С.Н.Николаева Москва «Мозаика –Синтез»2004
18. Утренняя гимнастика для детей 2-3 лет Г.А.Прохорова. Москва «Айрис –Пресс» 2004г Парциальные
программы, методики нового поколения:
- «Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова;
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина;
- «Экологическое воспитание дошкольников» С.Н.Николаева;
- «Наш дом - природа» Н.А.Рыжова;
- «Юный эколог» С.Н.Николаева
- «Программа социального развития «Я-человек»;
- «Программа социально- эмоционального развития «Я-ТЫ- МЫ» О.Л.Князева;

- «Региональная программа «Мой край - моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова.
- Программа О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
-Программа музыкального развития «Ладушки» + методический комплект программы
Направления развития и образовательные области
В структуре учебного плана выделены 2 части: основная и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Основная часть обеспечивает выполнение обязательной части программы.
В учебный план включены 5 направлений развития для реализации образовательного процесса:
•
•
•
•
•

Социально-коммуникативное;
Познавательное;
Речевое;
Художественно-эстетическое;
Физическое.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений, о соцкультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов.
Включает следующие виды деятельности:
✓
✓
✓
✓

формирование основ безопасности;
усвоение моральных и нравственных ценностей;
трудовых навыков;
игру.

Формирование навыков безопасности со второй младшей группы по подготовительную группу осуществляется
ежедневно в совместной образовательной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности
воспитанников.
В старшей группе осуществляется «Конструирование», оно чередуется с «Ручным трудом».
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками осуществляется ежедневно в совместной
образовательной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности воспитанников. Усваиваются
моральные и нравственные качества.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,

пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная деятельность (ОД).
В первой младшей группе проводится 1 занятие (по сенсорному развитию).
ОД «Математика» организуется со второй младшей группы по старшую группу -1 раз в неделю.
ОД «Ознакомление с окружающим миром» организуется с первой младшей группы по старшую – 1 раз в неделю.
Познавательная деятельность проводится с включением регионального компонента.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
ОД «Развитие речи», организуется с первой младшей группы по старшую – 1 раз в неделю.
ОД «Ознакомление с художественной литературой» интегрируется со всеми образовательными областями, а также
проводится в процессе режимных моментов, в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной).

ОД «Музыка» организуется во всех возрастных группах -2 раза в неделю. В первой младшей группе проводится по
подгруппам.
ОД «Художественное творчество» (Рисование) проводится во всех возрастных группах – 1 раз в неделю, в старшей
группе – 2 раза в неделю.
ОД «Художественное творчество» (Лепка) проводится во всех возрастных группах -1 раз в неделю.
ОД «Аппликация» проводится со второй младшей группы по старшую -1 раз в неделю и чередуется с ОД «Лепка» в
средней группе.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе
связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и
правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек).
ОД «Физическое развитие» организуется: в первой младшей группе – 3 раза в неделю (1 раз на воздухе).
Со второй младшей по старшую группы- 3 раза в неделю (1 занятие проводится на воздухе).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и реализуется в определённых
видах деятельности:
- в раннем возрасте это:

1) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
2) экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
3) общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
4) самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.),
5) восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, 6) двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста это:
1)игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с
правилами и другие виды игры,
2) коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
3) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
4) восприятие художественной литературы и фольклора,
5) самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
6) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
7) изобразительная (рисования, лепки, аппликации),
8) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах)

9) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Каждому направлению соответствуют следующие образовательные области:
- Познавательное развитие («Познание», «Чтение художественной литературы»)
- Социально-коммуникативное развитие («Безопасность», «Социализация», «Труд»).
- Художественно-эстетическое развитие («Художественное творчество», «Музыка»).
- Физическое развитие («Физическая культура», «Здоровье»).
- Речевое развитие («Чтение художественной литературы», «Предпосылки обучения грамоте», «Коммуникация»)
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в 2 основных
моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности детей и взрослых, в самостоятельной
детской деятельности.
Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности детей и взрослых осуществляется,
как в непосредственной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением функций по
присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах
(решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания). Образовательная деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно исследовательской, продуктивной, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтение
художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор
которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей уровня освоения Программы и
решения конкретных образовательных задач. В соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами
объем недельной образовательной нагрузки составляет:

♦♦♦ 1 младшая группа (дети третьего года жизни) - 1 час 40 минут.
♦♦♦ 2 младшая группа (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 минут.
♦♦♦ средняя группа (дети пятого года жизни) - 3 часа 40 минут.
♦♦♦ старшая группа (дети шестого года жизни) -5 часов 50 минут.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет:
- в первой младшей группе - 10 минут
- во второй младшей группе - 15 минут
- в средней группе - 20 минут
- в старшей группе - 25 минут
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет:
- первая младшая группа - 20 минут
- вторая младшая группа - 30 минут
- средняя группа - 40 минут
- старшая группа - 50 минут
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физ-минутку. Перерывы
между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут

2. Особенности реализации учебного плана. Для детей групп раннего возраста в неделю проводится 10
образовательных периодов, которые реализуются в разных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребёнка). В познавательно-исследовательскую
деятельность входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и
социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы вынесено в режимные
моменты. Ручной труд чередуется с аппликацией, а рисование с лепкой.
С детьми четвёртого года жизни в неделю запланировано 11 образовательных периодов. В познавательноисследовательскую деятельность входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование,
познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы
вынесено в режимные моменты. Ручной труд чередуется с аппликацией, а рисование с лепкой. Коммуникативная
деятельность решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Через
игровую деятельность реализуются математическое и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому
развитию проходит на воздухе.
С детьми пятого года жизни в неделю запланировано 11 образовательных периодов. В познавательноисследовательскую деятельность входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование,
познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы
вынесено в режимные моменты. Ручной труд чередуется с аппликацией, а рисование с лепкой. Коммуникативная
деятельность решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Через
игровую деятельность реализуются математическое и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому
развитию проходит на воздухе.
Для детей шестого года жизни проводится 15 образовательных периодов. Коммуникативная деятельность выведена как
2 образовательных периода (один из которых чередуется с предпосылками обучения грамоте). В первое занятие
познавательно-исследовательской деятельности входит: исследование объектов живой и неживой природы,
экспериментирование. Второе занятие познавательно-исследовательской деятельности включает в себя познание
предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Коммуникативная деятельность решает задачи
речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Чтение художественной литературы

вынесено в режимные моменты. Ручной труд чередуется с аппликацией, а рисование с лепкой. Через игровую
деятельность реализуются математическое и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому развитию
проходит на воздухе.
Дополнительное образование осуществляется в старшей группе во второй половине дня, 2 раз в неделю, кружок «До-мисоль-ка».
В МБДОУ №23 с.Киевского функционирует 4 группы от 2 до 6 лет. Учебный план рассчитан на период с 1 .09. по 30.05.
Продолжительность учебной недели составляет 5 дней с режимом работы с 7.30 до 18.00. Определён летний
оздоровительный период с 01.06 по 31.08. В структуре учебного плана выделяются инвариативная (обязательная) и
вариативная (модульная) части. Инвариативная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной
образовательной программы дошкольного образования и реализуется через обязательные занятия образовательной
деятельности. Объём обязательной (инвариативной) части в учебном плане составляет более 60% от общего объёма
основной образовательной программы ДОУ. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
(вариативная)-40%.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, проводится в большей мере во вторую половину дня,
интегрируется с другими образовательными областями и реализуется в свободной деятельности взрослого и ребёнка.
Программа «Мой край –моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова, методическая разработка творческой группы ДОУ
«Моздок –моя родина», опыт работы МБДОУ №3 «Моздок –земли заветный уголок» включаются во все
образовательные деятельности.
Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и бытовой труд осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности воспитанников.
Образовательные области интегрируются в течение недели по усмотрению воспитателя в зависимости от тематики и
содержания ООД, а так же в различных видах самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей

Организованная образовательная деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский
сад №23 с.Киевского на 2023-2024 учебный год
ГРУППА

ПОНЕДЕЛЬНИК

Первая
младшая
группа

1.Музыка
9.00-9.10
2. Ознакомление с
окружающим миром
9.20-9.30

Вторая
младшая
группа

1. Ознакомление с
окружающим миром
9.00-9.15
2. Физкультура
9.25-9.40

Средняя
группа

1. Ознакомление с
окружающим миром
9.00-9.20
2.Музыка
9.30-9.50

Старшая
группа

1. Ознакомление с
окружающим миром
9.00-9.25
2. Физкультура
9.35-10.00
Занятие в кружке
«До-ми-соль-ка»

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

1.Лепка/Констр-ние
9.00-9.10
2. Физкультура
9.20-9.30
Развлечение в группе
1-2 недели месяца
1ФЭМП
9.00-9.15
2.Музыка
9.25-9.40
3.Конструирование
15.25-15.40
1. ФЭМП
9.00-9.20
2. Конструирование
9.30-9.50
3.Физкультура в
помещении
15.25-15.45

1. Развитие речи.
Художественная
литература
9.00-9.10
2. Рисование
9.20-9.30
1.Лепка/Аппликация
9.00-9.15
2. Физкультура
9.25-9.40
Развлечение в группе

1.Музыка
9.00-9.10
2.ФЭМП
9.20-9.30

1. Лепка/аппликация
9.00-9.20
2. Физкультура на
прогулке
9.30-9.50

1. Развитие речи
9.00-9.20
2. Музыка
9.30-9.50

1.Рисование
9.00-9.20
2. Физкультура
9.30-9.50
Развлечение в группе

1. Развитие речи,
основы грамотности
9.00-9.25
2 Рисование
9.35-10.00
3. Музыка
10.10-10.35

1. ФЭМП
9.00-9.25
2. Конструирование
9.35-10.00
Физкультура (на
воздухе)

1. Развитие речи, основы
грамотности
9.00 -9.25
2.Лепка/аппликация 9.359.50
3. Физкультура
10.10-10.35

1. Рисование
9.00-9.25
2.Музыка
9.35-10.00
3.15.30 -15.55

Развлечение в группе

1. Развитие речи
9. 00-9.15
2. Физкультура на воздухе
9.25-9.40

1. Развитие речи.
Художественная
литература
9.00-9.10
2. Физкультура
9.20-9.30
1. Музыка
9.00-9.15
2.Рисование
9.25-9.40

Занятие в кружке
«До-ми-соль-ка»

3. Заключение
Организационной реализации Программы является перспективно-тематический план, связанный с ним непосредственно
календарь событий и праздников. Учебный план удовлетворительно оснащён учебно- методическими и дидактическими
пособиями и является обязательным к исполнению для всех педагогических работников дошкольного учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».