Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа До-ми-соль-ка

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «До-ми-солька» имеет художественную направленность и разработана для детей 5 – 6 лет. Данная
программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу
воспитанников, методы работы музыкального руководителя по формированию и
развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Направленность программы: Художественная
Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «До-ми-соль-ка» рассчитана на
детей дошкольного возраста с 5-6 лет и составлена с учетом знаний возрастных,
психолого-педагогических, физических особенностей детей. Реализация программы
очень важна для определения сферы увлечений детей данного возраста.
Актуальность программы: Пение является весьма действенным методом
эстетического воспитания. В процессе изучения вокала воспитанники осваивают
основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют
кругозор, познают основы актерского мастерства. Данная программа направлена на
развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей,
исполнительского мастерства, обеспечивает укрепление физического, психического и
психологического здоровья. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения
воспитанника, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному
воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы
воспитанник, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих
вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства,
самореализовываться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, и была разработана программа дополнительного образования
детей кружка «До-ми-соль-ка», направленная на эстетическое развитие воспитанников.
Отличительная особенность данной программы состоит в практической
значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую
деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков,
музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального
развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения,
формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление
принимать участие в социально значимой деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения
программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие
музыки, литературы, живописи, элементов танца. Комплексное освоение искусства
оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует
универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том,
что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой,
которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на
всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по вокалу,
направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных
традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность
проявить творческие способности обучающегося.
За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и
понимать. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей
художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетического исполнения,
которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.
На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца
начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется
целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве
вокала.
Уровень освоения программы - базовый
Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях
дополнительного образования в ДОУ, формирование интереса ребенка к эстетической
стороне действительности.
Задачи:
Образовательные:
• формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры
(умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,
постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер,
настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу,
содержанию песни);
• учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие:
• развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое
дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных
фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
• развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления
через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности
песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр;
немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза
исполнителя).
Воспитательные:
• поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому
наслаждению при их слушании и исполнении;

•

побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости;
побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации
своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации (песни,
танца, марша).
Объем и сроки освоения программы

Программа «До-ми-соль-ка» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
детей 5-6 лет.
В кружке должно заниматься не более 15 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель, 9 месяцев
Объем реализуемой программы - 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период провидятся с детьми 8 занятий по 30
минут, при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических пауз (5-8
минут). Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Язык реализации программы - русский.
Форма обучения - очная.
Индивидуально - групповая
Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут занимать 5-10
минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих обучающихся. Беседы должны
иметь характер контрольного опроса. Для контрольного опроса можно применять
«карточки - задания», ответы на которые должны быть краткими и понятными.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на каждом этапе
обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и добиться определенных
результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе используются
основные формы обучения:
• Интегрированные занятия;
• Практические занятия;
• Игровые формы организации занятий;
• Концерты.
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Практической подготовке
отводится большее количество времени в отличие от теоретической по причине
особенной специфики работы детского учреждения. Основное содержание программы
позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные
компоненты учебной деятельности – это обеспечивает целостный и комплексный
подход в решении поставленных задач.
На занятиях используется интеграция разных видов деятельности (восприятие
музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкальнодидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных
инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка, художественное слово,
изобразительное искусство).

Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические
методы обучения:
•

Объяснительно-иллюстративный: (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное
назначение метода - организация усвоения информации обучаемым путем
сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия.
Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов
передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества.

• Игровой метод: игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции,
певческого дыхания; развивающие игры с голосом; игры – превращения («учись
владеть своим телом»), образные упражнения; театральные, мимические этюды;
игры: музыкальные, на развитие песенного творчества; музыкальнодидактические и коммуникативные игры и упражнения.
• Наглядный метод: наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного
исполнения песен, попевок педагогом); наглядно-зрительный (включает показ
иллюстраций к песням, музыкально- дидактическим играм).
• Практический метод: песни-миниатюры; упражнения на формирование
правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции;
песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для
развития песенного творчества).
• Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).
Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой
деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
•

Частично-поисковый или эвристический - (эвристическая беседа; случайный
поиск, организующий понятия; контрольные вопросы. Основное назначение
метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и
решению проблем.

• Репродуктивный (практические упражнения и задания; алгоритмы). Основное
назначение опыта - формирование навыков и умений использования и
применения научных знаний. Суть метода состоит в повторении (многократном)
способа деятельности по заданию педагога.
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
• Качество усвоения;

• Уровень овладения деятельностью;
Социологический:

• Умение строить отношения в коллективе;
• Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:
• Широта и устойчивость интересов;
• Общекультурный кругозор;

• уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
•

степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, Воспитанности:

• сформированность качеств;
Психологического комфорта:
• степень оптимизма, защищенности, уверенности;

• эмоциональное состояние;
• межличностные отношения;
социальное благополучие;

Предполагаемы результаты:
Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
- весь пройденный песенный репертуар, композиторов, написавших эти песни;
- различные виды песни (народная, классическая, современная);
- владеть некоторыми основами нотной грамоты.
К концу года дети будут уметь:
- самостоятельно и качественно исполнять достаточно большой объем песен
разнообразной тематики и характера;
- выразительно и творчески передавать характерные особенности песни;
- владеть певческими умениями, техникой певческого исполнительства (вовремя
начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать
паузы, четко и ясно произносить слова);
- давать правильную оценку своему исполнению и уметь оценивать пение товарища;
- с удовольствием рассуждать об исполняемой им песни; свои впечатления творчески
передавать в пластических движениях или рисунке;
- двигаться под музыку, не бояться сцены, обладать культурой поведения на сцене;
- с желанием петь в группе и в домашней обстановке;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный
ритм);
- умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы,
умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
К концу года дети будут иметь представление:

- об «одночастной», «двухчастной» и «трехчастной» формах музыкальных
произведений;
- о дифференцированном восприятии песен (средства музыкальной и внемузыкальной
выразительности.
Развивающий блок:
К концу года дети будут иметь:
- быть терпеливыми, добрыми. милосердными. заботиться о ближнем;
- бережно относиться к общекультурным ценностям, народным традициям и обычаям.
У Ч Е Б Н Ы Й
№
п/п

Тема занятия

1 Вводное занятие.
Знакомство, введение в курс
обучения
2 Введение в мир вокального
искусства.
безопасности
3 Техника
Диагностика.

П Л А Н
Количество часов

Теория Практика Всего Формы контроля
1
1 Беседа

1

1

Беседа
Тестирование

1

1

2

1

1

2

1
1
1

1
1
10

2 Наблюдение
2 Наблюдение
11 Наблюдение

1

9

Практический
10 контроль

9 Звукообразование.

1

9

10 Наблюдение

10 Певческое дыхание.

1

9

10 Наблюдение

11 Дикция и артикуляция.

1

9

10 Наблюдение

12 Вокально - речевые игры и
упражнения.

1

9

10 Наблюдение,
самоконтроль

13 Диагностика

2

2

14 Концерт
Итого

1
60

1
72

Прослушивание детских голосов.
4 Понятие о сольном и
ансамблевом пении.
5 Строение голосового аппарата.
6 Правила охраны детского голоса.
7 Вокально-певческая установка.
8 Упражнения на дыхание по
методике А.Н. Стрельниковой.

12

Наблюдение

Диагностика,
наблюдение
Отчёт- концерт

Летний период с 1.06 - 30.06
1. Работа с фонограммой
2.

1

3

4

Наблюдение,
самоконтроль

Импровизация

1

3

4

Наблюдение,
самоконтроль

Итого

2

6

8

Содержание программы
1.Вводное занятие. Знакомство, введение в курс обучения
Теория. Знакомство с детьми. Беседа «Певческий голосовой аппарат необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и
различных оттенков».
Знакомство обучающихся с различными видами деятельности в соответствии с
планом работы на текущих год.
Практика. Индивидуальное прослушивание детей.
2. Введение в мир вокального искусства. Техника безопасности
Теория. Краткие сведения из истории вокально-хорового искусства. Техника
безопасности - правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном
транспорте (правила дорожного движения) и т.д.
Практика. Изучение певческого материала
3. Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Теория. Понятие об ансамблевом пении. Организация занятий с певцами-солистами
и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля.
Практика. Изучение певческого материала.
4. Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Теория. Объяснение целей и задач вокального ансамбля. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и
заболевания голосовых связок.
Практика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными
обучающихся.
5. Строение голосового аппарата
Теория. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат,
гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.
Практика. Изучение певческого материала.
6. Правила охраны детского голоса
Теория. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния
голосового аппарата. Практика. Изучение певческого материала.

7. Вокально-певческая установка
Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и
головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и
ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного
контроля за ней.
Практика. Изучение певческого материала.
8. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой
Теория. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки.
Практика. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Упражнения:
«Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними
плечи», «Большой маятник». Тема II. Формирование детского голоса.
9. Звукообразование
Теория. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная).
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
10 . Певческое дыхание
Теория. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный.
Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика. Вдыхательная установка, «зевок». Упражнения на координацию дыхания
и звукообразования Изучение певческого материала.
11 . Дикция и артикуляция
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений
голосового аппарата.
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Развитие навыка резонирования
звука. Формирование гласных и согласных звуков. Изучение певческого материала.
12 . Вокально - речевые игры и упражнения
Теория. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Речевые игры и
упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Практика. Вокально-интонационные упражнения с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента. Изучение певческого материала.

Методическое обеспечение программы
1.Раздел «Вводное занятие».
Методы обучения:
- Словесный: беседа, пояснения, инструктаж по технике безопасности.
- Наглядный: иллюстрации, пособия.

2.Раздел «Введение в мир вокального искусства. Техника безопасности»
Методы обучения:
- Словесный: беседа, пояснение.
- Наглядный: рассматривание пособий.
- Практический: выполнение несложных голосовых упражнений.
3.Раздел «Понятие о сольном и ансамблевом пении».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о сольном пении, пояснение.
- Наглядный: рассматривание пособий
- Практический: выполнение несложных голосовых упражнений.
4.Раздел «Диагностика. Прослушивание детских голосов».
Методы обучения:
- Словесный: пояснения, указания.
- Наглядный: рассматривание пособий.
- Практический: выполнение несложных голосовых упражнений.
5.Раздел «Строение голосового аппарата».
Методы обучения:
- Словесный: беседа, пояснения, указания.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций из книг и журналов строение голосового
аппарата
- Практический: выполнение упражнений.
6.Раздел «Правила охраны детского голоса».
Методы обучения:
- Словесный: беседа, пояснения, указания.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц.
- Практический: упражнения.
7.Раздел «Вокально-певческая установка».
Методы обучения
- Словесный: пояснения, указания.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: упражнения.
8.Раздел «Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о том, как правильно надо брать дыхание, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц.
- Практический: выполнение несложных упражнений. Изучение певческого
материала.
9.Раздел «Звукообразование».
Методы обучения:

- Словесный: беседа о звукообразовании, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: выполнение несложных упражнений. Изучение певческого
материала.
10.Раздел «Певческое дыхание».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о дыхании при пении, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: выполнение несложных упражнений.
11.Раздел «Дикция и артикуляция».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о народно-прикладном искусстве, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: выполнение несложных упражнений. Изучение
материала.

певческого

12.Раздел «Вокально - речевые игры и упражнения».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о том какие бывают упражнения, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: изучение материала.
Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной программой «Волшебные бусинки». При реализации программы
используются четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль - это оценка начального уровня образовательных возможностей
детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль - это оценка уровня и качества освоения тем и разделов программы
и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на занятиях в течении
всего учебного года. Промежуточный контроль -это оценка уровня и качества
освоения детьми дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и
учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года. Итоговый
контроль результативности освоения дополнительной образовательной программы это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных образовательных
программ по мере окончания освоения дополнительной общеобразовательной
программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в соответствии с
графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа,
опрос, участие в концертах. Контроль позволяет выявить способности обучающихся и
скорректировать индивидуальную работу.

Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим
средством управления образовательно -воспитательного процесса.

Диагностика развития певческих навыков детей
Дата диагностирования: _______________________
Ф.И.

Вокальные навыки

Звуковысотный слух

Чувство ритма

Тембровый слух

Пение без
сопровожде
Пропевание
ния
звука точность
и
Выразительно
чистота
сть
исполнения.
Дикция.
Определять
направление
движения
Сколько
мелодии
звуков звучит
Подбор
одновременно
знакомых
мелодий
Узнать
знакомую
мелодию по
ритму
Повторить
ритм. рисунок
мелодии
Движение под
музыку.
Сильная и
слабая доли.
Определить
высоту
регистра

ребенка

1.
2.

Уровень освоения программы.
Высокий уровень 16 - 24 баллов

в (высокий) справляется самостоятельно

Средний уровень 8 - 16 баллов

с (средний) справляется с частичной помощью педагога

Низкий уровень

н (низкий) справляется с помощью педагога

до 8 баллов

Низкий уровень - 1 балл
Средний уровень - 2 балла
Высокий уровень - 3 балла
Тесты для диагностики вокальных способностей
1.
Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"
Тест
позволяет определить реактивно-метрические способности.
Все
задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах,
например на фортепиано, простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в
соответствии с изменяющимся темпом.

Ребёнку предлагается следующая инструкция: "Давай выберем, какую музыку мы
будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения
ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ляминоре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и
ми четвёртой октавы. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В
случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее
предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в
минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов). После
успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с
ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
адекватное исполнение ребёнком
своей партии
в умеренном, быстром и
медленном темпах,
а
также с
ускорением и замедлением фиксируется как
высокий уровень темпо-метрической регуляции – ребенок зачисляется на базовый
уровень;
адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном
и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному
уровню развития чувства темпа - ребенок зачисляется на базовый уровень;
ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе
(допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень
двигательного опыта моторной регуляции – ребенок зачисляется на стартовый уровень;
сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень - ребенок
зачисляется на стартовый уровень.
2.
Тест - игра на изучение чувства ритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Предлагаемый материал
1.
Детская песня "Дин-дон"
2.
Детская песня "Петушок"
3. М. Карасев "Елочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её
метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними
ладошками.
Критерии оценки:
точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на
протяжении всех 8 тактов - высокий уровень – ребенок зачисляется на базовый
уровень;
воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой
помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень – ребенок зачисляется на
базовый уровень;
адекватное метрическое исполнение с пением 4 - 5 тактов - слабый уровень - ребенок
зачисляется на стартовый уровень;
неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень –
ребенок зачисляется на стартовый уровень.
3.
Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического
слуха)

"Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять
количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых
созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку
отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие:
весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий – ребенок зачисляется на базовый
уровень;
средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий – ребенок зачисляется на стартовый
уровень;
слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия - зачисляется на стартовый уровень.
"Повтори мелодию"
Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в
соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
инструментального типа, т.е. возможности
подбирать по
слуху на
инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки. Ребёнку
предлагается: спеть любую известную ему песенку; повторить голосом мелодию,
сыгранную педагогом на инструменте; подобрать по слуху на инструменте
предложенную мелодию.
Критерии оценки:
высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту,
малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и
более – ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне - ребенок зачисляется
на стартовый уровень;
слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению
к тоническому звуку в диапазоне терции - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
4.
Диагностика чувства тембра
Тест - игра "Тембровые прятки"
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно
дифференцированного определения инструментального или вокального звучания
одной и
той же мелодии.
Предлагаемый материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента
в исполнении: детского голоса; женского голоса; мужского голоса; хора;
струнных смычковых инструментов; деревянных духовых инструментов; медных
духовых инструментов; фортепиано; оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных
исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в

исполнении предъявленного музыкального фрагмента - ребенок зачисляется на
базовый уровень;
средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров ребенок зачисляется на базовый уровень;
низкий
уровень развития тембрового чувства - адекватное определение
только однородных тембров - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
5.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест "Музыкальная палитра"
Цель: изучение
способности к эмоциональной отзывчивости на музыку,
т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома"
П.И.Чайковского:
1.
"Утреннее размышление"
2.
"Сладкая грёза"
3.
"Баба-Яга"
4.
"Болезнь куклы"
5.
"Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать
определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы
представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для
выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать
образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под
музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной
характеристикой
осмысления
эмоционально-образного
содержания
музыки.
Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной
форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
детализация (разработанность) своей идеи или образа;
беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но
адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один
музыкальный материал - ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний
(нормативный)
уровень
развития
эмоциональной
отзывчивости
характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже
имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием
музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной
характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания
музыки (без особых детализаций своего отображения) - ребенок зачисляется на базовый
уровень;
низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением
(фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в

ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих
впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной
или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы
самовыражения ребёнка в ситуации - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
6. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов
музыкально-эстетических вкусов детей.
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора
музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие
реакции) личности.
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций
ребёнка с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
Ты любишь музыку?
Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической
направленности ответов ребёнка:
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам
деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком
произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров) - ребенок
зачисляется на базовый уровень;
средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением
развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне
ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки - ребенок
зачисляется на стартовый уровень;
низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов
характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам
деятельности - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
Здоровьесберегающие технологии
Комплексы общеоздоровительных мероприятий
В комплекс оздоровительных мероприятий входят физкультминутки,
динамичные перемены, гимнастика для пальчиков.
Для повышения умственной способности детей и предупреждения преждевременного
наступления утомления и снятия у них мышечного статистического направления
проводятся физкультминутки по 2-5 минут во время занятия. Для этого лучше всего
использовать веселые в стихотворной форме четверостишия или сочетание слов.

Медведь
Слова

Действия

Медведь по лесу ходит,
От дуба к дубу бродит

Ходьба на месте, водить глазами из
стороны в сторону

Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет
А пчелы жалят мишку
«Не ешь наш мед, воришка!»

Вытянуть руки вперед и поочередно
подносить ко рту, следя глазами
Круговые движения руками, следя
глазами

Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает

Ходит вперевалочку
Закрыть глаза, руки под щеку.

Паучок
Слова
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. Д
ождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл
Солнце стало пригревать,
Паучок полет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке

Действия
Руки скрещены: пальцы каждой руки «бегут»
по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены,
выполняем
стряхивающее движение (дождик).
Ладони боковыми сторонами прижаты друг
к другу, пальцы растопырены, качаем руками
(солнышко светит)
Действия аналогичны
первоначальным.
Коготочки

Слова
У кошкиной дочки
На лапках коготочки
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Мяу!

Действия
Поджать подушечки пальцев к верхней части
ладони
Большой палец спрятать в кулак
Сказать «мяу» и выпустить «когти»
Серенький козел

Слова
Как-то серенький козел
В огород поесть зашел.
Просмотрел пол сторонам
Есть еда и здесь и там.

Действия
Указательные пальцы выпрямлены, пальцы
приставлены
ко
лбу.
Идем
вперед.
Поворачиваемся то в одну, то в другую
сторону

Под копытами - трава,
А над головой - листва.
Наклонись - капусту кушай,
А вверху - большие груши.
Сзади огурцы растут,
Впереди кусты цветут,
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок
Здесь - сто ягодок, там - двести
Козлик крутится на месте
И пока он выбирал,
Пес его в сарай прогнал.

Опускаем подбородок.
Поднимаем подбородок вверх.
Наклоняемся вниз.
Встаем на носочки, тянемся вверх
Поворачиваемся назад.
Возвращаемся обратно.
Полуобороты вправо-влево
Наклоны вправо-влево
Крутимся
Наклоняем голову, убегаем. от «пса»

Физкультминутки.
Физкультминутка должна включать в себя 3-5 упражнений (ходьба на месте,
потягивание, приседание, наклоны и повороты туловища). Каждое упражнение нужно
повторять 4-6 раз. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток положительный эмоциональный фон. Только это может дать положительный результат
и поможет в дальнейшей работе.
Комплексы физкультминуток
Звериная зарядка
Слова
Раз - присядка, два - прыжок,
И опять присядка, а потом опять прыжок Заячья зарядка
Птичка скачет, словно пляшет,
Птичка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Птичкина зарядка
Белки скачут очень быстро,
Машут хвостиком пушистым
Целый час играют в прятки
Это Белкина зарядка
А вы так сумеете?

Действия
Прыжки в чередовании с приседанием

Подскоки, махи руками
Прыжки
Галоп
Закрыть глаза руками
Открыть

Что вы делали, ребята? (движения по тексту)
Слова
Действия
Попрошу я вас, ребятки,
Движения по тексту
Рассказать мне по порядку
Например, как вы сегодня
Утром делали зарядку.
Движения по тексту
Руки вверх мы поднимали,
Раз примерно, целых пять,
А. подняв не забывали
Опускать их вниз опять.
Поворачивали тело,
Движения по тексту
То направо, то налево,
Дело делали умело
Саша, Катя, Ксюша, Сева.
Гуси (движения по тексту)
Слова
Гуси серые летели, на лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Поседели, отдохнули,
снова крыльями взмахнули
Наше поле опустело,
Опустел наш лес и сад,
На юг гуси улетели,
Ну, а мы на место сели.

действия
Движения по тексту
Движения по тексту
Движения по тексту
Движения по тексту

Движения по тексту

Обезьянки (движения по тексту)
Слова
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой - топ-топ!
Правой ножкой - топ - топ!
Руки вверх, вверх, вверх,
Кто поднимет выше всех.
Руки вниз и наклонились,
На пол руки положили.

Движения

Движения по тексту

Движения по тексту
Движения по тексту

А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько,

Движения по тексту

А потом мы отдохнем,
Посидим и спать пойдем.

Движения по тексту

Кролик
слова

Действия
Кисти прижаты к голове, как ушки

Маленький кролик
С большими ушами
Розовым носом,
Смешными усами

Указательными пальцами дотронутся до
носа
Указательные пальцы прижаты к губам

Норку глубокую роет себе
Сильными лапками
В мягкой земле
Чистит он шерстку
Себе или спит
Кролик ушами
Всегда шевелит
Слышит шаги и лисиц, и волков
Прячется в норку свою от врагов

Роем норку (можно присесть)
«Чистим шерстку» руки складываем!
кладем под щеку.
Шевелим «ушами»
Сжаться «в комочек»

Методические материалы.
№
п\п

Наименование элементов перечня
Наглядные пособия:

1
2
3
1
2
3
1

Авторские методические разработки технологических приемов.
Иллюстрации к произведениям
Портреты музыкантов
Мнемотаблицы.
Дидактические материалы:
Методические материалы, карточки, наглядные пособия, иллюстрации
Информационные листы со схемами.
Рисунки – схемы, таблицы.
Литература:
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.

2
3

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М.,
2007.

4

Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.

5

Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П.,
1997.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981

6
7
8

Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития
голоса у детей Издательство «Просвещение», 1988.
Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ.

9

Мерзлякова. М., Музыка,
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой».

10

Евтодьева А.А. Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников.

Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.
1
2
3
4
1
2
3

Ноутбук
Колонки
Микрофон
Фортепианно
Раздаточный материал:
Карточки с заданиями.
Музыкальные инструменты

Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий среднее профессиональное (соответствующего направления) и
отвечающий квалификационным требованиям, указанным в профессиональном
стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта
2022 года № 678-р;
• Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации
от 15 мая 2023 года №1230-р
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на
21 марта 2022 года).
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4
«О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ
от 29.12.2012 года.
Интернет-ресурсы:
1. nsportal.ru
2. maam.ru
3. ped-kopilka.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».