Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе До-ми- соль-ка

Пояснительная записка
1.

Направленость

Художественная

2.

Уровень сложности

Ознакомительный

3.

Особенности реализации
содержания

Обучение ведется в соответствии с рабочим
планом

4.

Особенности реализации

Количество учебных часов – 72, летний
период -8 часов

5.

Цель

Создание условий для развития певческих
способностей детей в условиях
дополнительного образования в ДОУ,
формирование интереса ребенка к
эстетической стороне действительности.

6.

Задачи

Образовательные:
•

формировать основы певческой,
сценической и общемузыкальной
культуры (умение правильно
передавать мелодию естественным
голосом, без напряжения,
постепенно расширяя диапазон, петь
выразительно, передавая характер,
настроение, интонации песни, а
также свое отношение к
музыкальному образу, содержанию
песни);
• учить навыкам сольного и
ансамблевого исполнения.
Развивающие:
•

•

развивать способы певческих
умений: правильную осанку,
правильное певческое дыхание,
четкую дикцию и артикуляцию,
чистое интонирование отдельных
фраз, напевное и отрывистое пение,
слаженность пения;
развивать музыкальные
способности и музыкальнослуховые представления через
целостное и дифференцированное

восприятие средств
выразительности песен
(музыкальных — темп, регистр,
динамика, ритм, ладовое чувство,
тембр; немузыкальных —
выразительные мимика, жесты,
движения, поза исполнителя).
Воспитательные:
•

7.

Режим занятий

поддерживать интерес к восприятию
песен, содействовать эстетическому
наслаждению при их слушании и
исполнении;
• побуждать к сопереживанию
содержания песни, к эмоциональной
отзывчивости; побуждать к
песенному творчеству и
самовыражению (песенной
импровизации своего имени,
импровизации интонаций (просьбы,
гнева), импровизации (песни, танца,
марша).
2 раза в неделю по 1 часу

8.

Формы занятий

Очная

9.

Ожидаемый результат

Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
- весь пройденный песенный репертуар,
композиторов, написавших эти песни;
- различные виды песни (народная,
классическая, современная);
- владеть некоторыми основами нотной
грамоты.
К концу года дети будут уметь:
- самостоятельно и качественно исполнять
достаточно большой объем песен
разнообразной тематики и характера;
- выразительно и творчески передавать
характерные особенности песни;
- владеть певческими умениями, техникой
певческого исполнительства (вовремя
начинать и заканчивать пение, правильно
вступать, умение петь по фразам, слушать
паузы, четко и ясно произносить слова);

- давать правильную оценку своему
исполнению и уметь оценивать пение
товарища;
- с удовольствием рассуждать об
исполняемой им песни; свои впечатления
творчески передавать в пластических
движениях или рисунке;
- двигаться под музыку, не бояться сцены,
обладать культурой поведения на сцене;
- с желанием петь в группе и в домашней
обстановке;
- умение исполнять длительности и
ритмические рисунки (ноты с точкой,
пунктирный ритм);
- умение исполнять несложные
одноголосные произведения, чисто
интонировать;
- стремление передавать характер песни,
правильно распределять дыхание фразы,
умение исполнять легато, делать
кульминацию во фразе;
К концу года дети будут иметь
представление:
- об «одночастной», «двухчастной» и
«трехчастной» формах музыкальных
произведений;
- о дифференцированном восприятии песен
(средства музыкальной и внемузыкальной
выразительности.
Развивающий блок:
10.К концу года дети будут иметь:

10.

Форма проведения промежуточной
и итоговой аттестации

- быть терпеливыми, добрыми.
милосердными. заботиться о ближнем;
- бережно относиться к общекультурным
ценностям, народным традициям и обычаям.
Итоговое занятие, тестирование, концерт

У Ч Е Б Н Ы Й
№
п/п

П Л А Н

Тема занятия

1 Вводное занятие.
Знакомство, введение в курс
обучения
2 Введение в мир вокального
искусства.
безопасности
3 Техника
Диагностика.

Количество часов
Теория Практика Всего Формы контроля
1
1 Беседа

1

1

Беседа
Тестирование

1

1

2

1

1

2

1
1
1

1
1
10

1

9

1

9

2 Наблюдение
2 Наблюдение
11 Наблюдение
Практический
10
контроль
10 Наблюдение

10 Певческое дыхание.

1

9

10 Наблюдение

11 Дикция и артикуляция.

1

9

10 Наблюдение

12 Вокально - речевые игры и
упражнения.

1

9

10 Наблюдение,
самоконтроль

2

2

14 Концерт
Итого

1
72

1.

1
12
60
Летний период с 1.06 - 30.06
Работа с фонограммой
1
3

4

Наблюдение,
самоконтроль

2.

Импровизация

1

3

4

Наблюдение,
самоконтроль

Итого

2

6

8

4
5
6
7
8
9

Прослушивание детских голосов.
Понятие о сольном и
ансамблевом пении.
Строение голосового аппарата.
Правила охраны детского голоса.
Вокально-певческая установка.
Упражнения на дыхание по
методике А.Н. Стрельниковой.
Звукообразование.

13 Диагностика

Наблюдение

Диагностика,
наблюдение
Отчёт- концерт

Содержание программы
1.Вводное занятие. Знакомство, введение в курс обучения
Теория. Знакомство с детьми. Беседа «Певческий голосовой аппарат - необыкновенный
инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков».
Знакомство обучающихся с различными видами деятельности в соответствии с планом
работы на текущих год.
Практика. Индивидуальное прослушивание детей.

2. Введение в мир вокального искусства. Техника безопасности
Теория. Краткие сведения из истории вокально-хорового искусства. Техника
безопасности - правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном
транспорте (правила дорожного движения) и т.д.
Практика. Изучение певческого материала
3. Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Теория. Понятие об ансамблевом пении. Организация занятий с певцами-солистами и
вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля.
Практика. Изучение певческого материала.
4. Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Теория. Объяснение целей и задач вокального ансамбля. Строение голосового аппарата,
техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания
голосовых связок.
Практика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными
обучающихся.
5. Строение голосового аппарата
Теория. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат,
гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.
Практика. Изучение певческого материала.
6. Правила охраны детского голоса
Теория. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния
голосового аппарата. Практика. Изучение певческого материала.
7. Вокально-певческая установка
Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и
головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и
ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного
контроля за ней.
Практика. Изучение певческого материала.
8. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой
Теория. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки.
Практика. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Упражнения:
«Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи»,
«Большой маятник». Тема II. Формирование детского голоса.
9. Звукообразование
Теория. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная).
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
10 . Певческое дыхание
Теория. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный.

Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика.Вдыхательная установка, «зевок». Упражнения на координацию дыхания и
звукообразования Изучение певческого материала.
11 . Дикция и артикуляция
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений
голосового аппарата.
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Развитие навыка резонирования
звука. Формирование гласных и согласных звуков. Изучение певческого материала.
12 . Вокально - речевые игры и упражнения
Теория. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Речевые игры и
упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Практика. Вокально-интонационные упражнения с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента. Изучение певческого материала.
Методическое обеспечение программы
1.Раздел «Вводное занятие».
Методы обучения:
- Словесный: беседа, пояснения, инструктаж по технике безопасности.
- Наглядный: иллюстрации, пособия.
2.Раздел «Введение в мир вокального искусства. Техника безопасности»
Методы обучения:
- Словесный: беседа, пояснение.
- Наглядный: рассматривание пособий.
- Практический: выполнение несложных голосовых упражнений.
3.Раздел «Понятие о сольном и ансамблевом пении».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о сольном пении, пояснение.
- Наглядный: рассматривание пособий
- Практический: выполнение несложных голосовых упражнений.
4.Раздел «Диагностика. Прослушивание детских голосов».
Методы обучения:
- Словесный: пояснения, указания.
- Наглядный: рассматривание пособий.
- Практический: выполнение несложных голосовых упражнений.
5.Раздел «Строение голосового аппарата».
Методы обучения:
- Словесный: беседа, пояснения, указания.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций из книг и журналов строение голосового
аппарата
- Практический: выполнение упражнений.

6.Раздел «Правила охраны детского голоса».
Методы обучения:
- Словесный: беседа, пояснения, указания.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц.
- Практический: упражнения.
7.Раздел «Вокально-певческая установка».
Методы обучения
- Словесный: пояснения, указания.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: упражнения.
8.Раздел «Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о том, как правильно надо брать дыхание, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц.
- Практический: выполнение несложных упражнений. Изучение певческого
материала.
9.Раздел «Звукообразование».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о звукообразовании, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: выполнение несложных упражнений. Изучение певческого материала.
10.Раздел «Певческое дыхание».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о дыхании при пении, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: выполнение несложных упражнений.
11.Раздел «Дикция и артикуляция».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о народно-прикладном искусстве, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: выполнение несложных упражнений. Изучение певческого материала.
12.Раздел «Вокально - речевые игры и упражнения».
Методы обучения:
- Словесный: беседа о том какие бывают упражнения, пояснение.
- Наглядный: рассматривание иллюстраций и таблиц
- Практический: изучение материала.

Календарный учебный график работы кружка
«До-ми-соль-ка»
№ Тема занятия
п\п

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Дата
прове
дения

Количество
часов

Форма
заня
тия

Форма
контроля

Беседа

Опрос

Вводное занятие.
Знакомство, введение в
курс обучения
Введение в мир
вокального искусства.
Прослушивание детских
голосов.
Диагностика.

05.09

Теор.
1 час

07.09

1 час

Беседа

Наблюдение

12.09

1 час

Беседа

Наблюдение

Беседа

Тестирование

Понятие о сольном и
ансамблевом пении
Понятие о сольном и
ансамблевом пении
Строение голосового
аппарата
Строение голосового
аппарата
Правила охраны детского
голоса.
Правила охраны детского
голоса.
Вокально-певческая
установка.
Развитие вокально хоровых навыков.
Развитие вокально хоровых навыков.
Развитие вокально хоровых навыков.
Развитие вокально хоровых навыков.
Развитие вокально хоровых навыков.
Развитие вокально хоровых навыков.
Развитие вокально хоровых навыков.
Развитие вокально хоровых навыков.
Развитие вокально хоровых навыков.
Упражнения на дыхание
по методике А.Н.
Стрельниковой.

19.09

Беседа

Наблюдение

Беседа

Опрос

Беседа

Опрос

Беседа

Опрос

Беседа

Опрос

Беседа

Опрос

Показ

Указания
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Указания

1 час

14.09
1 час

1 час

21.09
26.09

1 час
1 час

28.09
03.10

1 час
1 час

05.10
10.10

Прак.

1 час

12.10

1 час

Показ

17.10

1 час

Показ

19.10

1 час

Показ

24.10

1 час

Показ

26.10

1 час

Показ

31.10

1 час

Показ

02.11

1 час

Показ

07.11

1 час

Показ

09.11

1 час

Опрос

14.11

1 час

Показ

16.11

1 час

Показ

21.11

1 час

Показ

23.11

1 час

Показ

28.11

1 час

Показ

30.11

1 час

Показ

05.12

1 час

Показ

07.12

1 час

Показ

12.12

1 час

Показ

14.12

1 час

Опрос

31.

Развитие дыхательного
аппарата
Развитие дыхательного
аппарата
Развитие дыхательного
аппарата
Развитие дыхательного
аппарата
Развитие дыхательного
аппарата
Развитие дыхательного
аппарата
Развитие дыхательного
аппарата
Развитие дыхательного
аппарата
Развитие дыхательного
аппарата
Звукообразование.

32.

Звукообразование.

21.12

1 час

Показ

33.

Звукообразование.

26.12

1 час

Показ

34.

Звукообразование.

28.12

1 час

Показ

35.

Звукообразование.

09.01

1 час

Показ

36.

Звукообразование.

11.01

1 час

Показ

37.

Звукообразование.

16.01

1 час

Показ

38.

Звукообразование.

18.01

1 час

Показ

39.

Звукообразование.

23.01

1 час

Показ

40.

Звукообразование.

25.01

1 час

Опрос

41.

Певческое дыхание.

30.01

42.

Певческое дыхание.

01.02

1час

Показ

43.

Певческое дыхание.

06.02

1час

Показ

44.

Певческое дыхание.

08.02

1час

Показ

45.

Певческое дыхание.

13.02

1час

Показ

46.

Певческое дыхание.

15.02

1час

Показ

47.

Певческое дыхание.

20.02

1час

Показ

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

19.12

1 час

Беседа

1 час

Беседа

Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Указания
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Указания
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль

48.

Певческое дыхание.

22.02

1час

Показ

49.

Певческое дыхание.

27.02

1час

Показ

50.

Певческое дыхание.

29.02

1час

Опрос

51.

Дикция и артикуляция.

05.03

52.

Дикция и артикуляция.

07.03

1час

Показ

53.

Дикция и артикуляция.

12.03

1час

Показ

54.

Дикция и артикуляция.

14.03

1час

Показ

55.

Дикция и артикуляция.

19.03

1час

Показ

56.

Дикция и артикуляция.

21.03

1час

Показ

57.

Дикция и артикуляция.

26.03

1час

Показ

58.

Дикция и артикуляция.

28.03

1час

Показ

59.

Дикция и артикуляция.

02.04

1час

Показ

60.

Дикция и артикуляция.

04.04

1час

Опрос

61.

Вокально - речевые игры
и упражнения.
Вокально - речевые игры
и упражнения.
Вокально - речевые игры
и упражнения.
Вокально - речевые игры
и упражнения.
Вокально - речевые игры
и упражнения.
Вокально - речевые игры
и упражнения.
Вокально - речевые игры
и упражнения.
Вокально - речевые игры
и упражнения.
Вокально - речевые игры
и упражнения.
Диагностика

09.04

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70
71.
.
72.

1час

Беседа

1час

Беседа

Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Указание
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Указания

11.04

1час

Показ

16.04

1час

Показ

18.04

1час

Показ

23.04

1час

Показ

25.04

1час

Показ

02.05

1час

Показ

07.05

1час

Показ

14.05

1час

Опрос

16.05

1час

Опрос

Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Практический
контроль
Тестирование

Диагностика

21.05

1час

Опрос

Тестирование

Концерт

23.05

1час

Отчётконцерт

Указания

Итого

12

60

1.

Летний период с 1.06 - 30.06
Работа с фонограммой
04.06
1час

Беседа

Наблюдение

2.

Работа с фонограммой

06.06

1час

Показ

Указания

3.
4.

Работа с фонограммой
Работа с фонограммой

11.06
13.06

1час
1час

Показ
Показ

Указания
Указания

5.
6.
7.
8.

Импровизация
Импровизация
Импровизация
Импровизация
Итого

18.06
20.06
25.06
27.06

Беседа
Показ
Показ
Показ

Наблюдение
Указания
Указания
Указания

1час

2

1час
1час
1час
6

Календарный план воспитательной работы
в кружке «До-ми-соль-ка»
Дата
1 сентября
27 сентября
1 октября
15 октября
16 октября
4 ноября
19 ноября
27 ноября

Памятная дата, государственный или
народный праздник
Сентябрь
День знаний
День воспитателя и всех дошкольных
работников
Октябрь
Международный день пожилых людей
День рождения осетинского поэта,
драматурга, публициста, живописца Коста
Ливановича Хетагурова (1859-1906)
День отца в России
Ноябрь
День народного единства
Джеоргуыба

8 марта

День матери в России
Декабрь
День рождения композитора,
музыкального педагога Владимира
Яковлевича Шаинского (1925-2017)
Новый год
Январь
День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады
Февраль
День защитника Отечества
Масленица
Март
Международный женский день

12 апреля

Апрель
День космонавтики

12 декабря

29 декабря
27 января

23 февраля
27 февраля

Мероприятие
Тематическая беседа
Тематическая беседа
Тематическая беседа
Тематическая беседа.
Тематическая беседа.
Тематическая беседа.
Тематическая беседа.
Тематическая беседа.
Тематическая беседа

Тематическая беседа
Тематическая беседа

Тематическая беседа
Тематическая беседа
Тематическая беседа

Тематическая беседа

18 апреля
22 апреля
9 мая
30 мая
1 июня
12 июня
22 июня

День флага Моздока
Всемирный день Земли
Май
День Победы
Выпускной бал
Июнь
День защиты детей
День России
День памяти и скорби

Тематическая беседа
Тематическая беседа
Тематическая беседа
Тематическая беседа
Тематическая беседа
Тематическая беседа
Тематическая беседа

Перечень дидактических материалов:
Наименование элементов перечня
№ п\п
Оборудование
1.
2.
3.
4.
5.

Проектор
Экран
Микрофон
Ноутбук

6.
7.

Фортепиано
карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/;
Альбомы
Раздаточный материал:

1.
2.
3.

Детские музыкальные инструменты.
Артикуляционные, дыхательные, интонационно-фонетические игры.
Атрибуты: платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки, маски.
Наглядные пособия:

1.
2.

Авторские методические разработки технологических приемов.
Методические материалы, карточки, наглядные пособия, иллюстрации
Дидактические материалы:

1.
2.

Музыкально-дидактические и коммуникативные игры.
Рисунки - схемы, таблицы.
Список используемой литературы.

1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в
редакции Федерального закона от 31.07.2020
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее– 273-ФЗ);
2. Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
5. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по
развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от
08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. № 482).
6. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского
сада № 23 с. Киевского и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
на занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения.
7. Основной образовательной программы МБДОУ – детского сада №23 с. Киевского на 20212026 учебные года.
8. Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
10. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 11.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.
12. Давыдова М. А. «Уроки музыки» м. 2008.
13. Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
14. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
15. Кукушкин В.С. «Музыка, архитектура и изобразительное искусство». М.2005.
16. Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у
детей Издательство «Просвещение», 1988.
17. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981
18. Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ. Мерзлякова. М.,
Музыка,
19. Евтодьева А.А. Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников.
20. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».