Пояснительная записка к учебному плану по реализации Образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ детский сад №23 с.Киевского на 2024 - 2025 учебный год. 1. Общие сведения 1.1. Нормативно-правовая база При составлении учебного плана по реализации Образовательной программы дошкольного образования учитывались следующие нормативно-правовые акты: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155) 2. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной 3. программы дошкольного образования». 4. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 5. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». № 273- ФЗ. от 29.12.2012 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». 7. Устав № 57-Р от 14.12.2015г МБДОУ- детский сад №23 с.Киевского. Организация образовательной деятельности педагогами строится на основании составленных комплексно – тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования Программное обеспечение 1. Федеральная образовательная программа, утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 год №1028 2. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ. 3. Воспитание детей раннего возраста Г.М.Лямина. Москва «Просвещение» 1974г. 4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015с.-112с.цв. вкл. (средняя, старшая группа) 5. Воспитание детей раннего возраста Н.М.Аксарина Москва «Медицина» 1969г 6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: вторая группа раннего возраста. -М.: МОСКВА - СИНТЕЗ, 215.128с./ младшая, средняя, старшая группа/ 7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников Л.А.Венгер, Москва «Просвещение» 1978г. 8. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. 176с. 9. Изобразительная деятельность младших дошкольников Т.Г.Казакова Москва «Просвещение»1980г. 10.Игры –занятия с малышами А.Н.Фролова 11.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: вторая группа раннего возраста.М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.-64с./ младшая, средняя, старшая группа/ 12.Занятия по сенсорному воспитанию Э.Г.Пилюгина Москва «Просвещение» 1980г 13.Физическая культура для малышей С.Я.Лайзане Москва «Просвещение» 1987г 14.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. М.: -МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-96.: цв.вкл. (средняя, старшая группа) 15.Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 лет) Е.А.Янушко Москва «Мозаика-Синтез» 2006г 16. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.Младшая группа.- М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.-112с.:цв. вкл..\ средняя, старшая группа. 17. Экологическое воспитание младших дошкольников. С.Н.Николаева Москва «Мозаика –Синтез»2004 18. Утренняя гимнастика для детей 2-3 лет Г.А.Прохорова. Москва «Айрис –Пресс» 2004г Парциальные программы, методики нового поколения: - «Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова; - «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина; - «Экологическое воспитание дошкольников» С.Н.Николаева; - «Наш дом - природа» Н.А.Рыжова; - «Юный эколог» С.Н.Николаева - «Программа социального развития «Я-человек»; - «Программа социально- эмоционального развития «Я-ТЫ- МЫ» О.Л.Князева; - «Региональная программа «Мой край - моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова. - Программа О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -Программа музыкального развития «Ладушки» + методический комплект программы Направления развития и образовательные области В структуре учебного плана выделены 2 части: основная и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Основная часть обеспечивает выполнение обязательной части программы. В учебный план включены 5 направлений развития для реализации образовательного процесса: • • • • • Социально-коммуникативное; Познавательное; Речевое; Художественно-эстетическое; Физическое. Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений, о соцкультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов. Включает следующие виды деятельности: ✓ ✓ ✓ ✓ формирование основ безопасности; усвоение моральных и нравственных ценностей; трудовых навыков; игру. Формирование навыков безопасности со второй младшей группы по подготовительную группу осуществляется ежедневно в совместной образовательной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности воспитанников. В старшей группе осуществляется «Конструирование», оно чередуется с «Ручным трудом». Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками осуществляется ежедневно в совместной образовательной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности воспитанников. Усваиваются моральные и нравственные качества. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Образовательная деятельность (ОД). В первой младшей группе проводится 1 занятие (по сенсорному развитию). ОД «Математика» организуется со второй младшей группы по старшую группу -1 раз в неделю. ОД «Ознакомление с окружающим миром» организуется с первой младшей группы по старшую – 1 раз в неделю. Познавательная деятельность проводится с включением регионального компонента. Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. ОД «Развитие речи», организуется с первой младшей группы по старшую – 1 раз в неделю. ОД «Ознакомление с художественной литературой» интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов, в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). ОД «Музыка» организуется во всех возрастных группах -2 раза в неделю. В первой младшей группе проводится по подгруппам. ОД «Художественное творчество» (Рисование) проводится во всех возрастных группах – 1 раз в неделю, в старшей группе – 2 раза в неделю. ОД «Художественное творчество» (Лепка) проводится во всех возрастных группах -1 раз в неделю. ОД «Аппликация» проводится со второй младшей группы по старшую -1 раз в неделю и чередуется с ОД «Лепка» в средней группе. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). ОД «Физическое развитие» организуется: в первой младшей группе – 3 раза в неделю (1 раз на воздухе). Со второй младшей по старшую группы- 3 раза в неделю (1 занятие проводится на воздухе). Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и реализуется в определённых видах деятельности: - в раннем возрасте это: 1) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; 2) экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), 3) общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, 4) самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), 5) восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, 6) двигательная активность; - для детей дошкольного возраста это: 1)игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, 2) коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), 3) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), 4) восприятие художественной литературы и фольклора, 5) самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), 6) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, 7) изобразительная (рисования, лепки, аппликации), 8) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) 9) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Каждому направлению соответствуют следующие образовательные области: - Познавательное развитие («Познание», «Чтение художественной литературы») - Социально-коммуникативное развитие («Безопасность», «Социализация», «Труд»). - Художественно-эстетическое развитие («Художественное творчество», «Музыка»). - Физическое развитие («Физическая культура», «Здоровье»). - Речевое развитие («Чтение художественной литературы», «Предпосылки обучения грамоте», «Коммуникация») Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в 2 основных моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности детей и взрослых, в самостоятельной детской деятельности. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности детей и взрослых осуществляется, как в непосредственной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания). Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно исследовательской, продуктивной, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтение художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. В соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами объем недельной образовательной нагрузки составляет: ♦♦♦ 1 младшая группа (дети третьего года жизни) - 1 час 40 минут. ♦♦♦ 2 младшая группа (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 минут. ♦♦♦ средняя группа (дети пятого года жизни) - 3 часа 40 минут. ♦♦♦ старшая группа (дети шестого года жизни) -5 часов 50 минут. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет: - в первой младшей группе - 10 минут - во второй младшей группе - 15 минут - в средней группе - 20 минут - в старшей группе - 25 минут Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет: - первая младшая группа - 20 минут - вторая младшая группа - 30 минут - средняя группа - 40 минут - старшая группа - 50 минут В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физ-минутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут 2. Особенности реализации учебного плана. Для детей групп раннего возраста в неделю проводится 10 образовательных периодов, которые реализуются в разных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребёнка). В познавательно-исследовательскую деятельность входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Ручной труд чередуется с аппликацией, а рисование с лепкой. С детьми четвёртого года жизни в неделю запланировано 11 образовательных периодов. В познавательноисследовательскую деятельность входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Ручной труд чередуется с аппликацией, а рисование с лепкой. Коммуникативная деятельность решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Через игровую деятельность реализуются математическое и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому развитию проходит на воздухе. С детьми пятого года жизни в неделю запланировано 11 образовательных периодов. В познавательноисследовательскую деятельность входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Ручной труд чередуется с аппликацией, а рисование с лепкой. Коммуникативная деятельность решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Через игровую деятельность реализуются математическое и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому развитию проходит на воздухе. Для детей шестого года жизни проводится 15 образовательных периодов. Коммуникативная деятельность выведена как 2 образовательных периода (один из которых чередуется с предпосылками обучения грамоте). В первое занятие познавательно-исследовательской деятельности входит: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Второе занятие познавательно-исследовательской деятельности включает в себя познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Коммуникативная деятельность решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Ручной труд чередуется с аппликацией, а рисование с лепкой. Через игровую деятельность реализуются математическое и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому развитию проходит на воздухе. Дополнительное образование осуществляется в старшей группе во второй половине дня, 2 раз в неделю, кружок «До-мисоль-ка». В МБДОУ №23 с.Киевского функционирует 4 группы от 2 до 6 лет. Учебный план рассчитан на период с 1 .09. по 30.05. Продолжительность учебной недели составляет 5 дней с режимом работы с 7.30 до 18.00. Определён летний оздоровительный период с 01.06 по 31.08. В структуре учебного плана выделяются инвариативная (обязательная) и вариативная (модульная) части. Инвариативная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования и реализуется через обязательные занятия образовательной деятельности. Объём обязательной (инвариативной) части в учебном плане составляет более 60% от общего объёма основной образовательной программы ДОУ. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная)-40%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, проводится в большей мере во вторую половину дня, интегрируется с другими образовательными областями и реализуется в свободной деятельности взрослого и ребёнка. Программа «Мой край –моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова, методическая разработка творческой группы ДОУ «Моздок –моя родина», опыт работы МБДОУ №3 «Моздок –земли заветный уголок» включаются во все образовательные деятельности. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности воспитанников. Образовательные области интегрируются в течение недели по усмотрению воспитателя в зависимости от тематики и содержания ООД, а так же в различных видах самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей. Организованная образовательная деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №23 с.Киевского на 2024 - 2025 учебный год ГРУППА ПОНЕДЕЛЬНИК Первая младшая группа 1.Музыка 9.00-9.10 2. Ознакомление с окружающим миром 9.20-9.30 Вторая младшая группа 1. Ознакомление с окружающим миром 9.00-9.15 2. Физкультура 9.25-9.40 Средняя группа 1. Ознакомление с окружающим миром 9.00-9.20 2.Музыка 9.30-9.50 ВТОРНИК 1.Лепка/Констр-ние 9.00-9.10 2. Физкультура 9.20-9.30 Развлечение в группе 1-2 недели месяца 1ФЭМП 9.00-9.15 2.Музыка 9.25-9.40 3.Конструирование 15.25-15.40 1. ФЭМП 9.00-9.20 2. Конструирование 9.30-9.50 3.Физкультура в помещении 15.25-15.45 СРЕДА ЧЕТВЕРГ 1. Развитие речи. Художественная литература 9.00-9.10 2. Рисование 9.20-9.30 1.Лепка/Аппликация 9.00-9.15 2. Физкультура 9.25-9.40 Развлечение в группе 1.Музыка 9.00-9.10 2.ФЭМП 9.20-9.30 1. Лепка/аппликация 9.00-9.20 2. Физкультура на прогулке 9.30-9.50 1. Развитие речи 9.00-9.20 2. Музыка 9.30-9.50 1. Развитие речи 9. 00-9.15 2. Физкультура на воздухе 9.25-9.40 ПЯТНИЦА 1. Развитие речи. Художественная литература 9.00-9.10 2. Физкультура 9.20-9.30 1. Музыка 9.00-9.15 2.Рисование 9.25-9.40 1.Рисование 9.00-9.20 2. Физкультура 9.30-9.50 Развлечение в группе Старшая группа 1. Ознакомление с окружающим миром 9.00-9.25 2. Физкультура 9.35-10.00 15.30 - 16.00 Занятие в кружке «До-ми-соль-ка» 1. Развитие речи, основы грамотности 9.00-9.25 2 Рисование 9.35-10.00 3. Музыка 10.10-10.35 1. ФЭМП 9.00-9.25 2. Конструирование 9.35-10.00 Физкультура (на воздухе) Развлечение в группе 1. Развитие речи, основы грамотности 9.00 -9.25 2.Лепка/аппликация 9.359.50 3. Физкультура 10.10-10.35 1. Рисование 9.00-9.25 2.Музыка 9.35-10.00 3.15.30 -15.55 15.30 - 16.00 Занятие в кружке «До-ми-соль-ка» 3. Заключение Организационной реализации Программы является перспективно-тематический план, связанный с ним непосредственно календарь событий и праздников. Учебный план удовлетворительно оснащён учебно- методическими и дидактическими пособиями и является обязательным к исполнению для всех педагогических работников дошкольного учреждения.